Про шизоидный стыд. То, что описывает в своих статьях Стефани Левин, по идее, созвучно мыслям, которые в своих книгах описывает Мастерсон и его последователи, Пит Уокер (описывая шизоидную вариацию КПТСР) и Патрисия Деянг (в книге про хронический стыд). И там, и там шизоидный характер рассматривается как адаптация к хроническому насилию, где шизоид является козлом отпущения в патологической семье, и происходит его изоляция от внешнего мира и от собственных аффектов. Это такое замершее безэмоциональное состояние с ощущением собственной ненастоящести, неживости и несвязанности с миром других людей. Причём, Стефани Левин разделяет два вида насилия и два вида стыда: 1) проективный стыд, который рождается в основном из-за агрессивного насилия со стороны нарциссического родителя (человек, испытывающий этот вид стыда находится в шизоидно-параноидной позиции, и внутри у него инкорпорированы жертва и агрессор, которые устраивают там садомазохистические отношения) 2) шизоидный стыд, который рождается из-за самопоглощённости нарциссического родителя (это больше травма неглекта и "не-контакта", здесь человек испытывает такой диффузный стыд за сам факт своего существования - стыд, за то что он живой, отдельный и имеет какие-либо человеческие нужды) При втором виде стыда родительская фигура, которую интернализирует человек, - это фигура пустоты и отсутствия. Эта пустая фигура похожа на то, что описывает Грин, говоря о мёртвой матери и о негативном нарциссизме. С этой пустотой у человека и формируется очень крепкая связь. (Ведь лучше хоть какая-то связь, чем никакой.) Во что это выливается? Это выливается вот во что: 1) человек запрещает себе все виды живости и спонтанности 2) любая попытка быть живым и спонтанным сопровождается огромным стыдом за то, что ты живой и, в принципе, шевелишься 3) быть хорошим для родителя (а затем и для себя) начинает означать "быть никем" The girl has no name. Пока человек пребывает в шизоидном стыде, любая попытка терапевта "расшевелить" его и просьбы "выразить себя настоящего" может закончится затапливающим стыдом, граничащим с паранойей. Эта параноидность, в принципе, и подсказывает, что под отрешённым и "мёртвым" шизоидным стыдом лежит стыд проективный, и вот на этом уровне уже можно увидеть, как мазохистическая часть безропотно служит нуждам великой "мёртвой матери". Мастерсон описывает подобную внутреннюю динамику терминами "раб - господин" (master - slave), а Фейрберн с Гантрипом называют это противостоянием либидинального и антилибидинального эго. По мнению Стефани Левин, в терапии такие клиенты невольно заставят терапевта чувствовать себя неправильным, не попадающим в цель, не присутствующим и, в принципе, абсолютно не нужным. После первых энергичных порывов спасения возможно также сильное отвращение к "мазохистической вялости" клиента (как некая борьба со своей собственной "слабостью" и "никчёмностью", вызванной процессом), и, разумеется, будет много стыда из-за постоянного утыкания в "стену". Тут, по идее, человек с шизоидным стыдом будет эдакой отсутствующей матерью, которой абсолютно не интересно, что там говорит и как себя проявляет ребёнок (терапевт). Выход из такого возможен с помощью примерно таких действий: - понимания, что шизоидный стыд скорее всего прячет под собой проективный стыд - нужно открыть этот проективный стыд и насладиться всеми радостями параноидно-шизоидной позиции, ни в чём себе не отказывая - осознать, что желание быть живым, нуждающимся и желающим тёплого отношения - это не патологический нарциссизм, и это не делает тебя таким, как твой родитель (человеком, который насильственно использует других для своих целей) - повышать физическую толерантность к стыду (привыкать выносить состояния повышенной телесной возбуждённости) - жить и стыдиться, жить и стыдиться, и ещё раз, и ещё раз Автор - Janina Breidaka Источники: "Schizoid Shame: The Idealization of Absence", Stephanie Lewin (2020) "Trace-Objects: Discovering Negative Identification in the Schizoid Transference", Stephanie Lewin (2015)